Несколько примеров из практики.
Девочка, 8 лет, ученица третьего класса общеобразовательной школы, серьезно занимается художественной гимнастикой – принимает участие в международных соревнованиях. На момент обращения со слов мамы тренер отметил ухудшение результатов и нарастающую замкнутость воспитанницы, мама — нарушения сна у дочки, действующий классный руководитель – рассеянность, отказ отвечать вслух и снижение успеваемости в школе по основным предметам. Обратиться к психологу маме порекомендовала предыдущий классный руководитель девочки. Именно к ней за поддержкой девочка обращалась самостоятельно.
В основе затруднений девочки лежал страх перед новой учительницей – строгой, требовательной, с громким голосом. А также накопившееся недопонимание между ребенком и взрослыми, которое сделало их общение конфликтным.
Несколько индивидуальных встреч с девочкой были посвящены работе с ее страхами. Рекомендации маме и действующему классному руководителю по общению с девочкой позволили существенно улучшить их отношения. К весеннему сезону соревнований девочка успела подготовиться, успеваемость в общеобразовательной школе тоже улучшилась.
Мальчик, 7 лет . Обращение родителей перед началом учебного года. В школу пошел с шести лет, успешно освоил роль ученика. На летние каникулы усилиями родителей был устроен в выездной оздоровительный лагерь. В группе был самым младшим. В середине смены администрация обратилась с просьбой срочно приехать за ребенком. У ребенка появились ночные страхи, крики, слезы. По возвращению домой ребенок очень нуждался в телесном контакте с мамой, буквально не отпускал ее ни на шаг. Поскольку маме надо было выходить на работу, а поведение ребенка так и не менялось, обратились к психологу. К тому же была тревога у родителей и в связи с приближением учебного года – сможет ли он теперь самостоятельно ходить в школу?
Реальные события, приведшие к изменениям в поведении ребенка, восстановить не удалось. Работа в основном велась с родителями. Получив необходимые знания, комментарии, поддержку, семья постепенно преодолела ситуацию — ребенок «отпустил» маму, родители смогли продолжать работу, а сын – учиться.
Подросток, 12 лет. Обратилась мама по настоятельной просьбе классного руководителя пресечь агрессивность ее сына в школе в отношении одноклассников. Дома стал замкнутым, отказывался от телесных контактов с мамой и бабушкой. Перестал помогать по дому и не хотел присматривать за младшей сестрой. Отказывался общаться с отцом. Изменения с ребенком происходили на фоне развода родителей.
С подростком проводилась игровая и разговорная психотерапия, с мамой – индивидуальное консультирование, с отцом – информационная встреча.
Совместно удалось помочь понять ребенку, какие именно изменения в его жизни будут происходить в связи с разводом родителей, и снизить эмоциональное напряжение у всех членов семьи. Со слов бабушки – «ребенок стал ребенком, дается любить его», то есть восстановился телесный контакт с родными; со слов мамы – стало возможным договариваться об обязанностях сына в быту; улучшилось поведение сына в школе; появилось больше смелости у сына при общении с отцом.
На примере жизненных историй мы хотели показать, что в психологии, как и в медицине, помощь оказывается тем, кто в ней нуждается. И при этом неустанно подчеркиваем роль профилактики: умные знают, как выбраться из сложной ситуации, а мудрые в нее не попадают!
Современным родителям важно знать, что поведение и болезни детей – их своеобразный язык, обращенный к взрослым. Внимательное отношение к любым изменениям в поведении и состоянии здоровья детей, своевременная и грамотная психологическая и медицинская помощь позволят Вам и Вашим детям быть более успешными и счастливыми в жизни.
Ниже подробнее рассмотрим, что нельзя оставлять без внимания с учетом возраста детей.
Так родителям учеников начальной школы, и особенно первоклассников, в первую очередь рекомендуем проанализировать следующее:
- Сложились ли у Вашего ребенка позитивные отношения с классным руководителем?
- Подружился ли он с одноклассниками?
- Успешен ли в освоении школьных предметов?
- Какой внутренней ценой дается ребенку роль ученика?
Показаниями к обращению к специалистам считаются: плаксивость, агрессивность, обостренные страхи, нежелание идти в школу, кусание губ, ногтей, возобновление энуреза (недержание мочи), частые болезни, травмы, сниженное настроение, утрата навыков самообслуживания, сомнения в своей успешности и в родительской любви.
Родителям учеников средней школы следует внимательно отнестись к таким вопросам
- Удовлетворен ли ребенок качеством общения со сверстниками, учителями и родителями?
- Получается ли у него учиться успешно и самостоятельно?
- Имеет ли организм природные запасы для дальнейшего роста и развития?
О необходимости сотрудничества с психологами, неврологами и другими специалистами свидетельствуют в этом возрасте: изолированность подростка от группы сверстников (отсутствие друзей), неумение учиться самостоятельно, резкие перепады настроения, отказ от предыдущих спортивных, музыкальных и других увлечений, эксперименты со здоровьем – «расцвет» вредных привычек, диеты без назначений врача, «уход» в компьютерный мир, резкое и выраженное заострение отдельных черт характера, ухудшение здоровья (переход болезней в хронические).
Родителям старшеклассников, особенно выпускников, важно определиться:
- Умеют ли Ваши дети распределять свои ресурсы: вовремя расслабляться и мобилизироваться, справляться с волнением и другими эмоциями?
- Имеют ли навыки публичных выступлений?
- Умеют ли выделять приоритеты в своей деятельности, ставить цели и достигать их?
- Знают ли особенности своего здоровья и характера? Научились ли опираться на свои сильные стороны?Если перечисленные или другие проявления Вашего ребенка беспокоят Вас, обращайтесь к специалистам сразу. Важно также помнить, что наиболее эффективна помощь того специалиста, к которому у Вас и у Вашего ребенка возникнет доверие.
О затруднении в развитии подростков и молодежи свидетельствуют: спад учебной мотивации, острое неприятие своей внешности, пола, «расцвет» зависимостей, нежелание взрослеть, отсутствие планов по выбору профессии и обустройству личной жизни, учащение и обострение различных заболеваний.
Если перечисленные или другие проявления Вашего ребенка беспокоят Вас, обращайтесь к специалистам сразу. Важно также помнить, что наиболее эффективна помощь того специалиста, к которому у Вас и у Вашего ребенка возникнет доверие.
Публиковалось в «Спутник потребителя» № 11(271) 25 мая – 05 июня 2014 год