СОТРУДНИЧЕСТВО С ПСИХОЛОГОМ – СОВРЕМЕННАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

Несколько примеров из практики.

Девочка, 8 лет, ученица третьего класса общеобразовательной школы, серьезно занимается художественной гимнастикой – принимает участие в международных соревнованиях. На момент обращения со слов мамы тренер отметил ухудшение результатов и нарастающую замкнутость воспитанницы, мама  — нарушения сна у дочки, действующий классный руководитель – рассеянность, отказ отвечать вслух и снижение успеваемости в школе по основным предметам. Обратиться к психологу маме порекомендовала предыдущий классный руководитель девочки. Именно к ней за поддержкой девочка обращалась самостоятельно.

В основе затруднений девочки лежал страх перед новой учительницей – строгой, требовательной, с громким голосом. А также накопившееся недопонимание между ребенком и взрослыми, которое сделало их общение конфликтным.

Несколько индивидуальных встреч с девочкой были посвящены работе с ее страхами. Рекомендации маме и действующему классному руководителю по общению с девочкой позволили существенно улучшить их отношения. К весеннему сезону соревнований девочка успела подготовиться, успеваемость в общеобразовательной школе тоже улучшилась.

Мальчик, 7 лет . Обращение родителей перед началом учебного года. В школу пошел с шести лет, успешно освоил роль ученика. На летние каникулы усилиями родителей был устроен в выездной оздоровительный лагерь. В группе был самым младшим. В середине смены администрация обратилась с просьбой срочно приехать за ребенком. У ребенка появились ночные страхи, крики, слезы. По возвращению домой ребенок очень нуждался в телесном контакте с мамой, буквально не отпускал ее ни на шаг. Поскольку маме надо было выходить на работу, а поведение ребенка так и не менялось, обратились к психологу. К тому же была тревога у родителей и в связи с приближением учебного года – сможет ли он теперь самостоятельно ходить в школу?

Реальные события, приведшие к изменениям в поведении ребенка, восстановить не удалось. Работа в основном велась с родителями. Получив необходимые знания, комментарии, поддержку, семья постепенно преодолела ситуацию — ребенок «отпустил» маму, родители смогли продолжать работу, а сын – учиться.

 Подросток, 12 лет. Обратилась мама по настоятельной просьбе классного руководителя пресечь агрессивность ее сына в школе в отношении одноклассников. Дома стал замкнутым, отказывался  от телесных контактов с мамой и бабушкой. Перестал помогать по дому и не хотел присматривать за младшей сестрой. Отказывался общаться с отцом. Изменения с ребенком происходили на фоне развода родителей.

С подростком проводилась игровая и разговорная психотерапия, с мамой – индивидуальное консультирование, с отцом – информационная встреча.

Совместно удалось помочь понять ребенку, какие именно изменения в его жизни будут происходить в связи с разводом родителей, и снизить эмоциональное напряжение у всех членов семьи. Со слов бабушки – «ребенок стал ребенком, дается любить его», то есть восстановился телесный контакт с родными; со слов мамы – стало возможным договариваться об обязанностях сына в быту; улучшилось поведение сына в школе; появилось больше смелости у сына при общении с отцом.

На примере жизненных историй мы хотели показать, что в психологии, как и в медицине, помощь оказывается тем, кто в ней нуждается. И при этом неустанно подчеркиваем роль профилактики: умные знают, как выбраться из сложной ситуации, а мудрые в нее не попадают!

Современным родителям важно знать, что поведение и болезни детей – их своеобразный язык, обращенный к взрослым. Внимательное отношение к любым изменениям в поведении и состоянии здоровья детей, своевременная и грамотная  психологическая и медицинская помощь позволят Вам и Вашим детям быть более успешными и счастливыми в жизни.

Ниже подробнее рассмотрим, что нельзя оставлять без внимания с учетом возраста детей.

 Так родителям учеников начальной школы, и особенно первоклассников, в первую очередь рекомендуем проанализировать следующее:

  • Сложились ли у Вашего ребенка позитивные отношения с классным руководителем?
  • Подружился ли он с одноклассниками?
  • Успешен ли в освоении школьных предметов?
  • Какой внутренней ценой дается ребенку роль ученика? 

 

Показаниями к обращению к специалистам считаются: плаксивость, агрессивность, обостренные страхи, нежелание идти в школу, кусание губ, ногтей, возобновление энуреза (недержание мочи), частые болезни, травмы, сниженное настроение, утрата навыков самообслуживания, сомнения в своей успешности и в родительской любви.

Родителям учеников средней школы следует внимательно отнестись к таким вопросам

  • Удовлетворен ли ребенок качеством общения со сверстниками, учителями и родителями?
  • Получается ли у него учиться успешно и самостоятельно?
  • Имеет ли организм природные запасы для дальнейшего роста и развития? 

 

О необходимости сотрудничества с психологами, неврологами и другими специалистами свидетельствуют в этом возрасте: изолированность подростка от группы сверстников (отсутствие друзей), неумение учиться самостоятельно, резкие перепады настроения, отказ от предыдущих спортивных, музыкальных и других увлечений, эксперименты со здоровьем – «расцвет» вредных привычек, диеты без назначений врача, «уход» в компьютерный мир, резкое и выраженное заострение отдельных черт характера, ухудшение здоровья (переход болезней в хронические).

Родителям старшеклассников, особенно выпускников, важно определиться:

  • Умеют ли Ваши дети распределять свои ресурсы: вовремя расслабляться и мобилизироваться, справляться с волнением и другими эмоциями?
  • Имеют ли навыки публичных выступлений?
  • Умеют ли выделять приоритеты в своей деятельности, ставить цели и достигать их?
  • Знают ли особенности своего здоровья и характера? Научились ли опираться на свои сильные стороны?Если перечисленные или другие проявления Вашего ребенка беспокоят Вас, обращайтесь к специалистам сразу. Важно также помнить, что наиболее эффективна помощь того специалиста, к которому у Вас и у Вашего ребенка возникнет доверие.  

О затруднении в развитии подростков и молодежи свидетельствуют: спад учебной мотивации, острое неприятие своей внешности, пола, «расцвет» зависимостей, нежелание взрослеть, отсутствие планов по выбору профессии и обустройству личной жизни, учащение и обострение различных заболеваний.

Если перечисленные или другие проявления Вашего ребенка беспокоят Вас, обращайтесь к специалистам сразу. Важно также помнить, что наиболее эффективна помощь того специалиста, к которому у Вас и у Вашего ребенка возникнет доверие.

Публиковалось в «Спутник потребителя» № 11(271) 25 мая – 05 июня 2014 год