ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ – ПУТЬ К СНИЖЕНИЮ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ

 

В период с 25 ноября по 10 декабря ежегодно проходит Международная акция «16 дней против насилия!». Цель которой – активизировать усилия государственных и общественных организаций, граждан и социальных групп для создания в семьях и в мире в целом пространства свободного от насилия.

Долгое время тема насилия в семье считалась табуированной, т.е. неразрешенной к открытому обсуждению. На сегодняшний день накоплено множество научных и статистических данных, раскрывающих природу этого негативного социального явления и его последствий как для отдельного человека, так и для семьи и общества в целом.

Принято выделять экономическое, физическое, сексуальное и психологическое насилие. Заметим, что любые разделения всегда достаточно условны. В жизни, как правило, мы встречаемся с различными комбинациями человеческих проявлений. Особо отметим психологическое насилие – с него обычно начинаются насильственные инциденты (сначала словесные унижения, а потом и рукоприкладство), оно сопровождает все другие виды насилия, но к нему почему-то наиболее терпимо общественное мнение.

Из особенностей насилия как явления остановлюсь на двух, на которые прошу обратить внимание читателей. Во-первых, цикличность насилия. То есть, если насилие появляется в отношениях между людьми (например, между мужем и женой или между родителями и детьми, или между детьми), оно имеет свойство повторяться. Ученые назвали это циклом насилия: сначала нарастает напряжение в отношениях, затем случается определенный инцидент с насилием, затем наступает примирение участников событий и их «медовый месяц» — обидчик вроде бы и вину признает, и какие-то подарки и обещания делает для заглаживания ситуации), а затем … — снова нарастает напряжение, снова происходит насильственный инцидент, снова примирение, снова напряжение… При этом каждый следующий инцидент становится все более жестоким, а периоды примирения все короче…

Вторая особенность: насилие как проблема часто минимизируется, а то и совсем вытесняется из индивидуального и общественного сознания (Высказывания типа – «Бъет, значит любит!», «Мамина рука и ударит, и погладит», «Женская доля – терпеть!.. и т.п.). Когда речь идет о людях, совместно проживающих (особенно о детях, которые до определенного возраста очень зависят от тех, с кем проживают), осознание, а тем более прерывание такого цикла часто затруднено. Участникам не удается видеть ситуацию со стороны, поскольку они постоянно эмоционально и физически вовлечены в события. К чему приводит?

На уровне отдельной личности – жизнь в хроническом стрессе, страхе, реальные травмы и нарушения здоровья. Согласно данным «Методических рекомендации по профилактике жестокого обращения с детьми и насилия в семье», составленных педиатрами Комитета здравоохранения Правительства Москвы (2000 г.) дети, пережившие насилие имеют следующие особенности своих проявлений:

  • -невозможность детей сконцентрироваться;
  • -плохая успеваемость;
  • -низкая самооценка;
  • -гнев, агрессия;
  • -неврозы, энурез, тики, ожирение, кожные заболевания, астма , феномен часто болеющего ребенка и т.п.
  • неумение играть;
  • постоянный поиск внимания или участия;
  • крайности поведения — инфантилизм или принятие роли взрослого,
  • поведение в «псевдо взрослой манере»,
  • агрессивность или замкнутость,
  • гиперактивность или подавленность,
  • неразборчивое дружелюбие, беспорядочная и ранняя сексуальная жизнь ;
  • жестокость к животным;
  • мастурбация, раскачивание на стульях, сосание пальцев и пр. (перечень признаков не исчерпывающий).

Во взрослой жизни пережитый опыт насилия – частая причина депрессий, алкоголизации, инвалидизации….

На уровне последствий насилия для семьи научная литература обычно говорит о феномене «тиражирования» семейного сценария. То есть дети, выросшие в семьях с опытом насилия, переносят такую же модель поведения в свои семьи (хотя часто в детстве дают себе слово, что уж такого в их семейной жизни не будет!..). Часть детей наследует агрессивную модель достижения в жизни своих целей (вплоть до асоциального, преступного поведения), часть – виктимизируется, то есть приобретают модель поведения жертвы, и снова, и снова попадают в насильственный тип отношений на работе, с новыми партнерами, часто болеют, страдают.

Понятно, что в обществе, где есть такие семьи и модели отношений, социальных проблем не уменьшается:

– проблемы подростковой преступности (часто впервые ребята-подростки нарушают закон, защищая своих мам от жестоких проявлений их партнеров);

— массовая алкоголизация и наркотизация населения;

— снижение творческого потенциала и в целом уровня жизни в стране.

Поиск решения проблем насилия многие страны привел к необходимости Законодательных изменений и к пониманию необходимости существенного повышения уровня психологической грамотности населения. Понимание себя, знание основ конструктивного общения,  высокая воспитательная культура могут качественно улучшать жизнь, освобождать от замкнутого круга насилия!

Психолог ЕИЗС имеет 15-летний опыт работы в области ликвидации последствий и профилактики насилия в семье и образовательной среде. Сопровождала женщин в бракоразводных процессах, которые не хотели больше жить в насилии; оказывала помощь детям, у которых начинались деформации характера из-за пережитого насилия в семье или в школе; имеет публикации по теме «Профилактика насилия на стадии подростковых свиданий»; сотрудничала с экспертами из других стран и ПРООН (Программой Развития ООН) в области профилактики насилия. Уверенна, что нельзя замалчивать проблему! Основное внимание предлагает сосредоточить на психологически грамотном подходе к воспитанию, что позволяет существенно снижать накал воспитательных воздействий с применением ремня, угроз и унижений.

В рамках акции 5 декабря в Европейском Институте Здоровья Семьи стартовала  новая психологическая программа: Спроси у психолога ! (Психологическое сопровождение развития детей).

На основе современных научных данных в области психологии развития и психологии здоровья предлагаем обсуждаются такие темы:

Тема 1. «Ребенок рождается, жизнь продолжается!»

Тема 2. «Раннее и дошкольное детство – основа жизненного сценария человека»

Тема 3.    «Первый раз в первый класс»

Тема 4. «Младший школьный возраст – первые итоги большого пути»

Тема 5.  «Подростковый возраст: кризис – это шанс!»

Тема 6. «На пороге взрослости»

Тема 7.   «Как разговаривать с детьми на сложные темы»

Тема 8.   «Формируем самостоятельность у детей!»

Тема 9.   «Ребенок в сложной жизненной ситуации»

Приглашаем  всех желающих!

 Участвуя в обсуждениях, Вы сможете:

  • Развить у себя навыки осознанного родительства
  •  Разобраться в особенностях воспитания современных мальчиков и девочек и осуществлять воспитание без слез и унижения
  • Найти способы укрепления самооценки и стрессоустойчивости Ваших детей
  • Практически усовершенствовать свои стратегии общения на разных уровнях («Ребенок-Ребенок», «Ребенок – Родитель», «Ребенок – Специалист», «Родитель-Специалист», «Специалист – Специалист»).

 

Встречи проходят 1 раз в неделю по пятницам с 18.30 до 19.30.

Вход свободный!!!!!!!!

 

Желательна предварительная регистрация у администраторов Института по телефону 608 00 33 для подготовки достаточного количества раздаточных материалов.

Содержание программы

будет иметь практическую ценность для всех специалистов,

студентов и родителей, заинтересованных в сохранении здоровья детей и построении пространства, свободного от насилия!

 

 

С уважением,

психолог ЕИЗС Башкирева Виктория

Публиковалось в КОЛПИНОТУР № 2(2), 28 ноября 2014 г.